На автомобили Dacia (Renault) Logan устанавливают механические пятиступенчатые коробки передач (рис. 6.3). С двигателем K7J (рабочий объем 1,4 л) монтируют коробку передач JH1, с двигателем К7М (рабочий объем 1,6 л) - JH3. Обе коробки передач практически одинаковы по конструкции и различаются только размерами картеров сцепления. Передаточные числа (табл. 6.1) обеих коробок передач одинаковы.
Идентификационные данные коробки передач нанесены клеймением на нижней части ее картера. Расшифровка идентификационных данных приведена на рис. 6.4. Коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер. К передней части картеракоробки передач присоединен картер сцепления.
Рис. 6.4. Идентификационные данные коробки передач: 1 - тип коробки передач; 2 - модификация коробки передач; 3 - порядковый номер коробки передач; 4 - код завода-изготовителя.
На заднюю часть картера коробки передач установлена стальная штампованная крышка.
На первичном валу расположена вращающаяся на игольчатом подшипнике шестерня V передачи с синхронизатором, а ведущие шестерни I, II, III и IV передач изготовлены за одно целое с первичным валом. Вторичный вал изготовлен вместе с ведущей шестерней главной передачи, кроме этого на валу установлены свободно вращающиеся ведомые шестерни I, II, III и IV передач и зафиксированная на шлицах вала ведомая шестерня V передачи.
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт двух синхронизаторов I-II и III-IV передач, установленных на вторичном валу, и муфты синхронизатора V передачи, установленного на первичном валу. Механизм переключения передач 10 (рис. 6.3) расположен в крышке, установленной сверху на картер 2 коробки передач.
Привод управления коробкой передач состоит из кулисы 5 (рис. 6.5) рычага 3 переключения передач с шаровой опорой, закрепленной на основании кузова гайками 4, тяги 2 привода управления коробкой передач и механизма 10 (рис. 6.3), установленного на картере коробки передач.
Рис. 6.5. Привод управления коробкой передач: 1 - хомут крепления тяги привода управления коробкой передач; 2 - тяга привода управления коробкой передач; 3 - рычаг управления коробкой передач; 4, 6 - гайки; 5 - кулиса рычага управления коробкой передач; 7 - шайба.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения внутреннего шарнира правого привода переднего колеса с шестерней дифференциала обеспечивается сальником, запрессованным в картер коробки передач, а внутреннего шарнира левого привода - сальником, установленным в чехле шарнира. Чехол внутреннего шарнира левого привода неподвижно закреплен специальным держателем на картере коробки передач, а вал привода вращается внутри чехла на шариковом подшипнике.
В нижней части картера коробки передач расположена пробка сливного отверстия, а сбоку - пробка 3 наливного отверстия.
Для ремонта коробки передач требуется большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном разделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений и ремонт привода. В случае необходимости ремонта коробки передач обращайтесь на специализированный сервис.
Сальник первичного вала установлен в неразборный узел направляющей втулки подшипника выключения сцепления вместе с передним подшипником первичного вала. Блок направляющей втулки запрессован в картер сцепления. Для выпрессовки и последующей запрессовки блока направляющей втулки требуются специальные приспособления, поэтому в случае течи масла через сальник первичного вала обратитесь для его замены в сервис.
Сальник внутреннего шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) привода левого переднего колеса установлен в грязезащитном чехле ШРУСа. В случае течи масла через этот сальник снимите чехол ШРУСа и замените узел подшипника в сборе с сальником (см."Ремонт шарниров равных угловых скоростей").
В данном подразделе описана замена сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала, установленного в картер коробки передач.
Сальники внутреннего ШРУСа привода левого переднего колеса и хвостовика полуосевой шестерни дифференциала можно заменить, не снимая коробку передач с автомобиля, при этом необходимо слить масло из коробки передач.
Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия привода переднего колеса, а также отвертка, молоток, оправка.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
2. Для замены сальника хвостовика правой полуосевой шестерни дифференциала снимите правый привод (см."Снятие-установка приводов передних колес").
3. Снимите с хвостовика полуосевой шестерни резиновое уплотнительное кольцо. Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените.
4. Поддев отверткой, извлеките сальник из гнезда в картере коробки передач. Поддеть сальник отверткой через зазор между его кромкой и хвостовиком полуосевой шестерни довольно трудно. Поскольку сальник повторной установке не подлежит, можно ударами молотка через бородок по одному из краев сальника повернуть его в гнезде, деформировав так, чтобы другой край выступил за кромку гнезда в картере коробки передач. Затем захватите сальник за выступающий край пассатижами и извлеките из гнезда.
5. Смажьте рабочую кромку сальника трансмиссионным маслом и запрессуйте его оправкой подходящего диаметра рабочей кромкой внутрь коробки.
6. Установите на хвостовик полуосевой шестерни резиновое уплотнительное кольцо.
Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать коробку передач с автомобиля:
повышенный (по сравнению с привычным) шум;
затрудненное переключение передач;
самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
Работа по снятию-установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая и имеет неудобную для удерживания форму, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 18», отвертка с плоским лезвием.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
2. Снимите защиту картера и нижнюю часть левого брызговика двигателя.
3. Слейте масло из коробки передач.
4. Снимите аккумуляторную батарею.
5. Снимите с полки аккумулятора ее пластмассовую прокладку.
6. Снимите подводящий рукав воздушного фильтра.
7 Снимите электронный блок управления двигателем.
8. Снимите правый и левый монтажные блоки. Электронный блок управления двигателем и монтажные блоки снимать необязательно. Их отсутствие облегчает доступ к креплению левой опоры подвески силового агрегата.
9. Ослабьте затяжку стяжного хомута крепления тяги управления коробкой передач к ее рычагу...
10. ...пометьте любым доступным способом (например, краской) взаимное расположение тяги и рычага, чтобы при обратной сборке не нарушить регулировку привода...
11. ...сдвиньте хомут по тяге...
12. ...и разъедините тягу и рычаг.
13. Нажмите каким-либо заостренным предметом на фиксатор колодки жгута проводов датчика скорости...
14. ...и отсоедините колодку.
15. Отсоедините от вилки выключения сцепления и кронштейна на коробке передач трос привода выключения сцепления.
16. Выверните два болта крепления «массовых» проводов к коробке передач и отсоедините провода.
24 ...и снимите колодку жгута с держателя на коробке передач.
25. Извлеките из держателя шланг сапуна коробки передач.
26 С обеих сторон автомобиля выверните по два болта крепления суппортов передних тормозных механизмов к поворотным кулакам...
27. ...отведите суппорты в сторону, не отсоединяя от них тормозные шланги, и закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой к пружинам передней подвески)...
28. ...отсоедините от рычагов поворотных кулаков рулевые тяги...
29. ...отверните по две гайки крепления амортизаторных стоек к поворотным кулакам и выньте болты из отверстий кулаков и стоек.
Отсоединение суппортов передних тормозных механизмов, рулевых тяг и амортизаторных стоек необходимо для того, чтобы получить возможность отсоединить от коробки передач внутренние шарниры приводов передних колес без снятия самих приводов.
30 Отводя в стороны поворотные кулаки, отсоедините от коробки передач внутренние шарниры приводов передних колес.
31. Снимите стартер.
32. Выверните четыре болта крепления масляного картера к картеру сцепления.
33. Снимите подрамник.
В процессе снятия подрамника от коробки передач отсоединяют заднюю опору подвески силового агрегата.
34. Выверните два верхних болта крепления коробки передач к двигателю.
35. Установите под двигатель...
36. ...и коробку передач надежные опоры.
37. Снимите левую опору подвески силового агрегата.
38. Отверните две гайки нижнего крепления коробки передач к двигателю слева...
39. ...и справа.
40. Сдвиньте коробку передач назад до момента выхода шпилек картера сцепления из отверстий блока цилиндров. При этом первичный вал коробки должен выйти из ступицы ведомого диска сцепления.
41. Сдвиньте коробку максимально назад, уберите из-под нее опору и, наклонив заднюю часть коробки вниз, снимите ее с автомобиля.
42. Установите коробку передач и все cнятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки.
Проверьте, как отцентрирован ведомый диск сцепления с помощью специальной оправки (см. "Снятие-установка сцепления").
Тягу привода управления коробкой передач снимают при ее повреждении (например, при изгибе или повреждении резьбы на пальце крепления к рычагу переключения передач) или для замены втулок в нижней головке рычага переключения передач, а также при снятии кулисы рычага переключения передач.
Завод-изготовитель рекомендует для получения доступа к тяге привода управления коробкой передач разобрать систему выпуска отработавших газов с вырезкой ее элементов. Однако можно обойтись и без расчленения системы (что требуется только в случае замены ее отдельных элементов), сняв всю систему в сборе.
Работу выполняйте на смотровой канаве или на подъемнике.
Вам потребуются: инструменты, необходимые для снятия системы выпуска отработавших газов и ключ «на 13».
1. В моторном отсеке отсоедините тягу привода управления коробкой передач от рычага коробки (см. выше "Снятие и установка коробки передач").
2. Отсоедините крепления и отведите в сторону систему выпуска отработавших газов.
3. Снизу автомобиля отверните гайку пальца тяги привода управления коробкой передач...
4. ...снимите с пальца плоскую шайбу...
5. ...и снимите тягу с автомобиля.
6. Если при движении автомобиля наблюдалась вибрация рычага управления коробкой передач, замените две пластмассовые втулки в нижней головке рычага.
7. Устанавливайте тягу привода управления коробкой передач в последовательности, обратной снятию, в соответствии с нанесенными перед снятием метками (см. выше "Снятие-установка коробки передач", п. 10).
Снятие, установка и ремонт кулисы рычага управления коробкой передач
Ремонт кулисы рычага управления коробкой передач заключается в замене рычага управления при появлении вибраций и увеличенного люфта рычага, вызванных износом его шаровой опоры. Рычаг можно заменить, не снимая кулису, из салона автомобиля. Непосредственно кулису снимают с автомобиля в случае ее повреждения.
Для наглядности замена рычага управления коробкой передач показана на снятой кулисе.
Вам потребуются: инструменты, необходимые для снятия системы выпуска отработавших газов, облицовки тоннеля пола и ключ «на 13».
1. Отсоедините крепления и отведите в сторону систему выпуска отработавших газов.
2. Отсоедините от нижнего конца рычага управления коробкой передач тягу привода управления коробкой передач (см. выше "Замена тяги привода управления коробкой передач") и отведите тягу в сторону.
3. В салоне автомобиля расстегните застежку верхнего крепления чехла рычага...
4. ...выньте нижний держатель чехла из отверстия в облицовке тоннеля пола...
5. ...и снимите чехол, сдвинув его вверх по рычагу.
б. Снимите облицовку тоннеля пола и установленный под облицовкой шумоизоляционный чехол.
7. Отверните четыре гайки крепления кулисы к основанию кузова...
8. ...и, опустив вниз кулису через проем i основании кузова, снимите ее с автомобиля.
9. Для замены рычага управления коробкой передач снимите крышку кулисы, повернув ее против часовой стрелки настолько, чтобы штифты горловины кулисы вышли из пазов крышки...
10. ...и снимите рычаг вместе с опорой.
11. Устанавливайте рычаг в кулису и кулису на автомобиль, а также все снятые детали в порядке, обратном снятию.
Для регулировки привода управления коробкой передач заводом-изготовителем предусмотрены специальные приспособления для фиксации в определенном положении элементов привода. Поэтому в случае нарушения регулировки, не позволяющего включить ту или иную передачу, обратитесь на сервис.
Для предупреждения нарушения регулировки привода, выполняя работы, связанные с разъединением его элементов, предварительно помечайте любым доступным способом взаимное расположение деталей. При обратной сборке устанавливайте элементы привода в соответствии с нанесенными метками.
Если регулировка привода нарушилась незначительно и передачи хоть и с затруднением, но включаются, при наличии некоторых навыков у исполнителя можно попробовать восстановить регулировку методом проб.
Ослабьте затяжку стяжного болта хомута крепления тяги привода управления коробкой передач к рычагу коробки и небольшими перемещениями тяги по рычагу добейтесь четкого включения передач. Если нечетко выбираются 1-я и 2-я передачи, немного поверните тягу относительно рычага против часовой стрелки (если смотреть на привод со стороны двигателя). При нечетком выборе 5-й передач и передачи заднего хода поворачивайте тягу по часовой стрелке. Если четко выбираются, но плохо включаются (или совсем не включаются) 1, 3 и 5-я передачи, переместите тягу по рычагу вперед по направлению движения автомобиля, не проворачивая ее относительно рычага. При нечетком включении 2-й, 4-й передач и передачи заднего хода тягу перемещайте назад по рычагу. После каждого перемещения тяги по рычагу затягивайте стяжной болт хомута и проверяйте результат регулировки. При необходимости повторяйте регулировку до получения требуемого результата.
Опубликовано
02 Февраля 2010, 14:39:15
48531 Прочтений ·
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.