В состав системы питания входят элементы следующих подсистем:
подачи топлива, включающей в себя топливный бак, электробензонасос, топливный фильтр, регулятор давления топлива, трубопроводы и топливную рампу с форсунками;
воздухоподачи, включающей в себя воздухоподающий патрубок, воздушный фильтр, дроссельный узел, регулятор холостого хода;
улавливания паров топлива, включающей в себя адсорбер и соединительные трубопроводы.
Функциональное назначение системы подачи - обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах. Двигатели оборудованы электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: воздух подается системой воздухоподачи, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество топлива впрыскивается форсунками во впускную трубу. Такой способ управления дает возможноаь обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Управляет системой впрыска топлива (а также системой зажигания) электронный блок, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.
Система улавливания паров топлива предотвращает выход из системы питания в атмосферу паров топлива, неблагоприятно влияющих на экологию окружающей среды.
В системе применен метод поглощения паров угольным адсорбером. Он установлен в нише правого переднего крыла и соединен трубопроводами с топливным баком и впускной трубой. На крышке адсорбера расположен электромагнитный клапан продувки адсорбера, который по сигналам блока управления двигателем переключает режимы работы системы.
Пары топлива из топливного бака по трубопроводу постоянно отводятся и накапливаются в адсорбере, заполненном активированным углем (адсорбентом). При работе двигателя происходит регенерация (восстановление) адсорбента продувкой адсорбера свежим воздухом, поступающим в систему под действием разрежения, передаваемого по трубопроводу из впускной трубы в полость адсорбера при открывании клапана. Величина открытия клапана, а следовательно и интенсивность продувки адсорбера зависят от угла поворота дроссельной заслонки и определяются разрежением, которое возникает в полости впускной трубы работающего двигателя.
Пары топлива из адсорбера по трубопроводу поступают во впускную трубу двигателя и сгорают в цилиндрах.
Неисправности системы улавливания паров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повышенную токсичность отработавших газов и ухудшение ходовых качеств автомобиля.
Основным датчиком для обеспечения оптимального процесса сгорания является датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд). Он установлен в выпускном коллекторе двигателя и совместно с электронным блоком и форсунками образует контур корректировки состава топливовоздуш-ной смеси, подаваемой в двигатель (рис. 5.6). По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени. Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (соответственно топливо и воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси. В результате контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым.
На некоторых автомобилях установлены два датчика концентрации кислорода: один - в выпускном коллекторе, другой - за каталитическим нейтрализатором. Первый датчик является управляющим (ориентируясь на его сигнал ЭБУ корректирует подачу топлива), а второй - диагностическим (ориентируясь на его сигнал ЭБУ оценивает эффективность работы каталитического нейтрализатора).
Рис. 5.6. Схема контура управления составом топливовоздушной смеси: 1 - датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд); 2 - выпускной коллектор; 3 -двигатель; 4 - форсунка; 5 - блок управления двигателем; 6 - каталитический нейтрализатор отработавших газов
Топливный бак формованный из бензостойкой пластмассы, установлен под полом кузова в его задней чааи и крепится двумя болтами и двумя гайками. Для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером. Во фланцевое отверстие в верхней части бака устанавливают электрический топливный насос Из насоса топливо через регулятор давления подается в топливный фильтр, установленный на торце топливного бака, и оттуда поступает в топливную рампу двигателя, закрепленную на впускной трубе. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу.
Топливопроводы системы питания представляют собой трубки, соединяющие между собой различные элементы системы.
Модуль топливного насоса включает в себя электрический насос...
...регулятор давления топлива, который поддерживает постоянное давление топлива в центральном канале топливной рампы на всех режимах работы двигателя и не допускает превышения давления в топливной рампе...
...и датчик указателя уровня топлива.
Модуль топливного насоса обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения. Топливный насос погружного типа, с электроприводом, роторного типа. Насос неразборной конструкции и ремонту не подлежит, при выходе из строя его надо заменить.
Топливный фильтр(номер "1" на рис. 5.7) тонкой очистки - полнопоточный, закреплен хомутом 7 на топливном баке в его передней части. Фильтр неразборный, состоит из стального корпуса с бумажным фильтрующим элементом.
Рампа форсунок (номер "2" на рис. 5.8) представляет собой литую пустотелую деталь с отверстиями для установки форсунок 3 и с подводящим штуцером 5 для присоединения топливопровода высокого давления. Форсунки уплотнены в гнездах резиновыми кольцами 4 и закреплены пружинными фиксаторами 1. Рампа с форсунками в сборе вставлена хвостовиками форсунок в отверстия впускной трубы и закреплена двумя болтами.
Форсунки (рис. 5.9) прикреплены к рампе, из которой к ним подается топливо, а своими распылителями входят в отверстия впускной трубы. В отверстиях рампы и впускной трубы форсунки уплотнены резиновыми уплотнительными кольцами 1 и 2. Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя и предаавляет собой высокоточный электромеханический клапан. Топливо под давлением поступает из рампы по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану. Пружина поджимает иглу запорного клапана к конусному отверстию пластины распылителя, удерживая клапан в закрытом положении. Напряжение, подаваемое от блока управления двигателем через штекерные выводы 3 на обмотку электромагнита форсунки, создает в ней магнитное поле, втягивающее сердечник вместе с иглой запорного клапана внутрь электромагнита. Конусное кольцевое отверстие в пластине распылителя открывается, и топливо впрыскивается через диффузор корпуса распылителя во впускной канал головки блока цилиндров и далее в цилиндр двигателя.
После прекращения поступления электрического импульса пружина возвращает сердечник и иглу запорного клапана в исходное состояние - клапан запирается. Количество топлива, впрыскиваемое форсункой, зависит от длительности электрического импульса.
Регулятор давления топлива, установленный в модуле топливного насоса, поддерживает постоянное давление топлива в системе питания двигателя на всех режимах работы двигателя. Подача электрического топливного насоса больше, чем необходимо для обеспечения работоспособности системы. Поэтому при работе двигателя часть топлива с помощью регулятора давления постоянно сливается в топливный бак.
Дроссельный узел представляет собой простейшее регулирующее устройство и служит для изменения количества основного воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя. Он установлен на входном фланце впускной трубы. На входной патрубок дроссельного узла надет воздушный фильтр, соединения дроссельного узла с впускной трубой и воздушным фильтром уплотнены резиновыми прокладками. В корпусе дроссельного узла выполнено отверстие для подвода дополнительного воздуха к регулятору холостого хода. В корпусе 5 (рис. 5.10) установлена поворачивающаяся на оси заслонка 3. На одном конце оси установлен датчик 4 положения дроссельной заслонки системы управления двигателем, на другом - рычаг 2, к которому присоединена промежуточная тяга привода дроссельной заслонки. На корпусе 5 закреплен регулятор 1 холостого хода, дозирующий поток воздуха при закрытой дроссельной заслонке.
В процессе эксплуатации дроссельный узел не требует обслуживания и регулировки, следите лишь за состоянием резиновых уплотнений, чтобы избежать подсоса воздуха.
Регулятор холостого хода поддерживает заданную частоту вращения холостого хода двигателя при полностью закрытой дроссельной заслонке во время его пуска, прогрева и при изменении нагрузки при включении вспомогательного оборудования. Регулятор изменяет количество дополнительного воздуха, подаваемого во впускную систему помимо дроссельной заслонки, и представляет собой электромеханический клапан, прикрепленный двумя болтами к фланцу корпуса дроссельного узла. Выполненные во фланце дроссельного узла седло клапана регулятора и каналы образуют систему подачи дополнительного воздуха, минуя дроссельную заслонку.
Блок управления двигателем, обработав сигналы от датчиков, определяет необходимость открытия клапана 1 (рис. 5.11) регулятора и передает импульсы на штекерный вывод 5 обмотки 3 статора регулятора. При каждом управляющем импульсе ротор 8 поворачивается на определенный угол, перемещая с помощью ходового винта 4 клапан 1 относительно седла.
Во впускную трубу через каналы в дроссельном узле поступает дополнительный воздух. Определяя разрежение во впускной трубе двигателя, блок управления стремится поддерживать его на заданном уровне, периодически открывая и закрывая клапан регулятора холостого хода. Это дает возможность обеспечить подачу постоянного количества дополнительного воздуха для поддержания постоянной частоты вращения холостого хода. Изменяя величину открытия и закрытия клапана регулятора, блок управления компенсирует значительное увеличение или уменьшение количества подаваемого воздуха, вызванное его подсосом через негерметичную впускную систему или, напротив, засорением воздушного фильтра.
Включение дополнительных агрегатов вызывает увеличение нагрузки двигателя, сопровождающееся снижением частоты вращения холостого хода и изменением разрежения вo впускной трубе, что также компенсируется блоком управления с помощью регулятора.
Проверка давления топлива в топливной рампе двигателя возможна только при наличии манометра с набором переходников для подключения к топливному трубопроводу
1. Включите зажигание и прислушайтесь: в течение нескольких секунд вы должны услышать звук работы электробензонасоса. Если его не слышно, проверьте электрическую цепь питания электробензонасоса.
Имейте в виду, что электробензонасос не включается, если в системе топливоподачи есть давление. Иными словами, если вы предварительно уже включали зажигание и пытались пустить двигатель, то исправный электробензонасос уже должен был создать давление в системе и его невключение в данном случае не является неисправностью.
2. Отсоедините от топливного насоса напорный трубопровод (см. "Замена топливного насоса", ниже).
3. Для проверки давления топлива подключите манометр (с пределом измерения не менее 5 кгс/кв. см) между топливным насосом и напорным трубопроводом. При работающем на холостом ходу двигателе давление в топливопроводе должно быть около 3 кгс/кв. см.
Возможны следующие причины снижения давления:
- неисправный регулятор давления топлива; - засоренный топливный фильтр;
Топливо в системе питания находится под высоким давлением, поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. Для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление в системе питания. Через 2-3 ч после остановки двигателя давление в системе питания упадет практически до нуля.
1. Выключите зажигание, откройте капот и установите его на упор.
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.
3. Отожмите левый...
4. ...и правый фиксаторы крышки монтажного блока, снимите крышку.
5. Извлеките из монтажного блока реле топливного насоса (показано стрелкой).
6. Подсоедините провод к клемме «минус» аккумулятора, пустите двигатель и дайте ему поработать до полной выработки топлива из рампы форсунок. После этого двигатель заглохнет.
7. Выключите зажигание. Теперь можно разъединять топливопроводы.
Если падает мощность двигателя, возник повышенный шум или периодически слышны подвывания при работе топливного насоса, то, скорее всего, вышел из строя топливный насос.
Предварительно проверьте давление в системе подачи топлива в следующем порядке:
Проверьте исправность регулятора давления топлива (см. "Проверка и замена регулятора давления топлива" ниже).
Если это не поможет, снимите насос и промойте сетку топливоприемника. Если и в этом случае давление не возрастает, топливный насос необходимо заменить.
Вам потребуется отвертка с плоским лезвием.
1. Снизьте давление в системе питания (см. выше "Снижение давления в системе питания").
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Снимите подушку заднего сиденья.
4. Подденьте отверткой...
5. ...и снимите пластмассовую крышку люка.
6. Отожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от модуля топливного насоса.
7. Отсоедините от штуцеров насоса наконечники топливопровода высокого давления...
8. ...и сливного топливопровода.
9. Отверните прижимное кольцо модуля топливного насоса, установив рукоятки плоскогубцев и рычаг, как показано на фото...
10. ...и снимите кольцо.
11. Аккуратно извлеките модуль топливного насоса и слейте из него топливо в заранее подготовленную емкость.
12. Снимите уплотнительную прокладку.
13. Отсоедините колодку датчика уровня топлива.
14. Сожмите пластмассовые фиксаторы и извлеките узел топливного насоса из стакана-накопителя.
15. Снимите с насоса фильтр топливоприемника.
16. Отожмите отверткой фиксаторы и снимите верхнюю часть узла топливного насоса...
17. ...отсоединив от насоса колодки проводов.
18. Извлеките насос из корпуса модуля.
19. Отсоедините от насоса топливный шланг.
20. Собирайте модуль топливного насоса в порядке, обратном разборке.
21. Установите детали в порядке, обратном снятию.
Следите за тем, чтобы при установке модуля совпали метки на топливном баке и корпусе модуля.
При обнаружении течи топлива из бака рекомендуется заменить бак. Если сетка топливного насоса часто засоряется, снимите и промойте бак.
Удобнее снимать пустой бак, работая на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве. Для удаления остатков топлива снимите модуль топливного насоса (см. выше "Замена топливного насоса") и откачайте топливо через открывшееся отверстие в баке.
Вам потребуются: ключи «на 10», TORX T25, торцовая головка «на 13», отвертка с плоским лезвием.
1. Снизьте давление в системе питания (см. выше "Снижение давления в системе питания").
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.
3. Отсоедините от топливного насоса топливопроводы и колодку жгута проводов (см. выше "Замена топливного насоса").
6. Надавив на наливную трубу, сдвиньте ее немного вниз.
7. Выведите трос привода стояночного тормоза из двух держателей, расположенных на топливном баке...
8. ...и одного, расположенного на днище автомобиля.
9. Отсоедините хомут топливного фильтра от топливного бака.
10. Аккуратно отведите топливный фильтр в сторону.
11. Сожмите фиксаторы...
12. ...и разъедините магистраль адсорбера.
13. Выверните фиксатор...
14. ...и извлеките пистон крепления термоэкрана.
15. Аналогично снимите еще два пистона...
16. ...и снимите термоэкран.
17. Отверните гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору.
18. Отверните гайку и болт крепления топливного бака с левой стороны.
19. Аналогично отверните болт и гайку с правой стороны.
20. Снимите подушки системы выпуска отработавших газов, поверните ее...
21. ...и подвяжите к дополнительной опоре, например, к гидравлической стойке.
Если в системе выпуска отработавших газов уже менялись какие-либо элементы, то можно снять только секцию дополнительного глушителя, а не всю систему целиком.
22. Заведите трос привода стояночного тормоза за топливный бак...
23. ...и снимите бак.
Снимайте топливный бак с помощником, так как бак довольно тяжелый и имеет неудобную для удерживания форму.
24. Устанавливайте топливный бак в порядке, обратном снятию.
25. Залейте в бак топливо, пустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений топливопроводов.
Исправность регулятора определяют на работающем двигателе по давлению топлива в рампе форсунок (см. выше "Проверка давления в системе питания двигателя"). Если давление ниже нормы, а остальные элементы системы исправны, неисправен регулятор. Его необходимо заменить, так как он неремонтопригоден.
Регулятор давления топлива установлен в модуле топливного насоса.
1. Снимите модуль топливного насоса
2. Отсоедините колодку жгута проводов датчика уровня топлива.
3. Сожмите фиксаторы и извлеките узел топливного насоса из стакана-накопителя.
4. Снимите резиновое уплотнительное кольцо...
5. ...упорную шайбу...
б. ...и пружину.
7. Отожмите фиксатор и извлеките штуцер регулятора давления топлива из посадочного гнезда в крышке модуля.
повышенная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу;
двигатель не развивает полной мощности, недостаточная приемистость двигателя;
рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля;
повышенный расход топлива,
повышенное содержание СО и СН в отработавших газах;
калильное зажигание из-за нарушения герметичности форсунок.
Вам потребуются: ключ TORX T30, отвертка с плоским лезвием.
1. Снизьте давление в системе питания.
2. Снимите воздушный фильтр.
3. Сожмите фиксатор и отсоедините от форсунки колодку жгута проводов.
4. Аналогично отсоедините колодки от остальных форсунок и отведите жгут проводов в сторону.
5. Автомобильным тестером в режиме омметра измерьте сопротивление обмотки форсунки. При 20 °С оно должно составлять 12 Ом. Если сопротивление обмотки форсунки не соответствует норме, замените форсунку, так как она неремонтопригодна.
Для замены форсунок выполните следующее:
б. Выверните два болта крепления топливной рампы.
7. Снимите рампу, вынув форсунки из отверстий во впускной трубе и не отсоединяя от рампы трубопровод.
8. Подденьте отверткой фиксатор...
9. ...и снимите его.
10. Извлеките форсунку из топливной рампы.
11. Для замены уплотнительных колец форсунок снимите их с распылителя...
12. ...и с корпуса форсунки. Установив новые кольца, смажьте их моторным маслом.
Регулятор холостого хода расположен в нижней части дроссельного узла. Он состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. По сигналу ЭБУ электродвигатель перемещает клапан, изменяя тем самым проходное сечение воздушного канала.
Вам потребуется ключ TORX T20.
1. Снимите воздушный фильтр.
2. Отсоедините колодку жгута проводов от регулятора (при выключенном зажигании).
3. Выверните два винта крепления регулятора холостого хода к дроссельному узлу (для наглядности показано на снятом дроссельном узле).
4. Снимите регулятор...
5. ...и его уплотнительное кольцо.
б. Установите регулятор в порядке, обратном снятию.
1. Для визуального контроля снимите воздушный фильтр.
2. Проверьте положение дроссельной заслонки: при полностью нажатой педали акселератора (это должен сделать помощник) она должна быть полностью открыта, а при отпущенной педали акселератора - полностью закрыта. В противном случае привод необходимо отрегулировать.
3. Извлеките из прорези наконечника троса пружинный фиксатор и перемещением вперед наконечника в отверстии резинового демпфера добейтесь, чтобы заслонка полностью закрывалась. При не полностью открывающейся дроссельной заслонке перемещением наконечника троса назад добейтесь, чтобы заслонка полностью открывалась. Зафиксируйте наконечник троса в новом положении, вставив скобу в его соответствующую прорезь.
Если регулировкой привода дроссельной заслонки невозможно добиться полного открывания или закрывания дроссельной заслонки или привод заедает, замените трос привода дроссельной заслонки (см. ниже "Замена троса привода дроссельной заслонки")
б. ...и снимите трос привода дроссельной заслонки, вытянув его в подкапотное пространство.
7. Установите новый трос в порядке, обратном снятию. При необходимости отрегулируйте привод дроссельной заслонки (см. выше "Регулировка троса привода дроссельной заслонки").
Адсорбер системы улавливания паров топлива снимают для проверки или замены при появлении стойкого запаха бензина, вызванного негерметичностью адсорбера, или при отказе клапана продувки адсорбера. Кроме того, нарушение герметичности адсорбера и отказ клапана продувки могут стать причинами неустойчивой работы двигателя на холостом ходу вплоть до его остановки. Адсорбер установлен в нише правого переднего колеса.
Вам потребуются: ключ «на 13», отвертка с плоским лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2 Снимите правый брызговик двигателя.
3. Отсоедините от клапана продувки адсорбера колодку жгута проводов...
4. ...и отводящую магистраль.
5. Отсоедините подводящую магистраль.
б. Отсоедините от штуцера адсорбера шланг его вентиляции.
7. Отверните две гайки крепления кронштейна адсорбера.
8. Снимите адсорбер в сборе с кронштейном.
Снять адсорбер можно и без кронштейна. Для этого... ...сдвиньте адсорбер вверх (для наглядности показано на снятом адсорбере) до момента выхода резинового фиксатора из его проушины.