Стартер автомобиля Dacia (Renault) Logan представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Крышки и корпус статора стянуты двумя болтами. В корпусе статора закреплены постоянные магниты. Вращение от вала якоря электродвигателя передается шестерне привода через муфту свободного хода.
При повороте ключа в выключателе (замке) зажигания в положение "D" напряжение от аккумулятора подается на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемещается и шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым ободом маховика двигателя. Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты (в этот момент втягивающая обмотка выключается), и на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумулятора. Якорь стартера через муфту свободного хода проворачивает коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превышает частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и пробуксовывает, тем самым предохраняя стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Причина неисправности
Способ устранения
Стартер не включается
Неисправен аккумулятор
Проверьте аккумулятор
Окисление клемм аккумулятора и наконечников проводов
Зачистите, закрепите и смажьте техническим вазелиом наконечники проводов и клеммы
Нарушение контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером
Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в цепях электроснабжения и управления стартером
Нарушение в работе выключателя (замка) зажигания
Замените контактную группу выключателя (замка) зажигания
Неисправно тяговое реле
Замените тяговое реле
Тяговое реле включается, но якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно
Сильно разряжен аккумулятор
Зарядите или замените аккумулятор
Окисление клемм аккумулятора и наконечников проводов
Зачистите, закрепите и смажьте техническим вазелином наконечники проводов и клеммы
Слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на выводах тягового реле
Затяните гайки
Тяговое реле включается и сразу выключается (часто повторяющийся стук)
Сильно разряжен аккумулятор
Зарядите или замените аккумулятор
Увеличенное сопротивление цепи электроснабжения
стартера
Зачистите и закрепите наконечники проводов. Неисправные провода замените
Неисправен выключатель (замок) зажигания
Замените контактную группу выключателя (замка) зажигания
Неисправно тяговое реле
Замените тяговое реле
Стартер включается, но коленчатый вал не вращается
Неисправен стартер
Отремонтируйте стартер
Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление
Забоины на зубьях шестерни привода или обода маховика
Устраните забоины или замените маховик либо привод стартера
Стартер не выключается после пуска двигателя
Заедание ключа в выключателе (замке) зажигания в положении "D".
Отремонтируйте или замените механическую часть выключателя (замка) зажигания
Замыкание контактов выключателя (замка) зажигания
Замените выключатель (замок) зажигания
Неисправен стартер
Отремонтируйте стартер
Повышенный уровень шума при вращении якоря стартера
Ослаблено крепление стартера
Подтяните болты крепления стартера
Повреждены зубья шестерни привода стартера или
зубчатого обода маховика двигателя
Замените или отремонтируйте стартер, замените маховик двигателя
На рис 10.3 показаны детали стартера. Перед разборкой стартера убедитесь в его неисправности путем следующих простых проверок.
Рис. 10.3. Детали стартера: 1 - крышка со стороны привода; 2 - рычаг привода; 3 - якорь реле; 4 - возвратная пружина; 5 - корпус тягового реле; 6 - ротор стартера в сборе с муфтой свободного хода; 7 - крышка со стороны коллектора; 8 - щеткодержатель; 9 - корпус стартера; 10 - резиновое уплотнение; 11 - опора рычага привода.
1. С помощью отвертки проверьте легкость перемещения муфты свободного хода привода вдоль вала.
2. Проверните шестерню привода. Она должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении.
3. Соедините проводами для «прикуривания» клемму «минус» снятого с автомобиля аккумулятора с корпусом стартера. Второй провод подсоедините одним концом к клемме «плюс»аккумулятора, а вторым - к выводу управляющего провода тягового реле. Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчоки выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.
4. Отсоедините провод от управляющего вывода тягового реле и подсоедините к нижнему контактному болту тягового реле. Якорь стартера должен начать вращаться с частотой более 6000 1/мин. В противном случае отремонтируйте стартер.
Вам потребуются: ключ «на 8», торцовая головка «на 13», отвертка с крестообразным лезвием, раздвижные плоскогубцы.
1. Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле...
2. ...и отсоедините шину от контактного болта тягового реле.
3. Выверните три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода...
4. ...и снимите тяговое реле.
5. Выверните два болта крепления крышки со стороны привода...
6. ...разъедините крышку и корпус стартера и извлеките опору рычага вместе с резиновой проставкой.
7. ...и рычаг привода.
8. Снимите крышку со стороны привода.
9. Выверните два винта крепления крышки со стороны коллектора...
10. ...и снимите крышку.
11. Извлеките из статора якорь в сборе со щеткодержателем.
12. Снимите щеткодержатель с якоря.
13. Сдвиньте по валу якоря ограничительное кольцо с помощью подходящей оправки.
14. Поддев отверткой, снимите стопорное кольцо.
15. Снимите с вала якоря ограничительное кольцо...
16. ...и привод.
17. Осмотрите щеткодержатель. Проверьте высоту щеток в щеткодержателе. Если высота 7 мм и менее, замените щеткодержатель новым. Проверьте с помощью омметра изолированные держатели на замыкание с корпусом. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
18. На шлицах и цапфах вала якоря не должно быть повреждений (забоины и задиры). Коллектор якоря не должен иметь следов обгорания. Незначительное обгорание устраните ветошью, смоченной в бензине, и мелкозернистой наждачной шкуркой. Проверьте обмотку якоря на короткое замыкание с помощью омметра. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
19. Проверьте, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (с помощью омметра).
20. Проверьте привод. Зубья шестерни привода не должны иметь значительного износа. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении. Если зубья шестерни изношены или повреждены либо шестерня проворачивается в обоих направлениях, замените привод.
21. На рычаге привода стартера не должно быть трещин и следов значительного износа пазов вилок.
Собирайте стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей:
1. Смажьте шлицевую поверхность вала якоря кремнийсодержащей смазкой General Electric CG321 или аналогичной.
2. Смажьте моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера.
3. Для установки ограничительного кольца воспользуйтесь раздвижными плоскогубцами.
4. Перед установкой тягового реле нанесите на поверхность реле, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода, тонкий слой силиконового герметика.
5. Перед установкой щеткодержателя на якорь разведите щётки и зафиксируйте любым доступным способом (например, подходящей оправкой).