В зимнее время абсолютное большинство российских автомобилистов ежедневно сталкиваются с экстремальными условиями. Снег и лёд минимизируют сцепление шин с дорожным покрытием, а значит, застрять на машине можно всегда и почти везде, даже на парковке возле собственного дома. В этой статье мы расскажем, как подготовиться к зимним неожиданностям и вызволить железного коня из снежно-ледового плена.
Итак, типичная ситуация: вы «засадили» автомобиль зимой в глубокий снег или просто не можете стронуться с места из-за обледенения дороги. Что делать и как быть?
Оцениваем ситуацию
Отчаиваться не стоит. В большинстве случаев это рядовая ситуация, с которой можно справиться за несколько минут.
В первую очередь, оцените своё положение и перспективу выбраться — самостоятельно или с помощью других автомобилистов. Если автомобиль застрял в городе или на оживлённой дороге, либо вблизи неё, переживать не стоит — даже в самом безнадёжном случае поблизости всегда найдётся «толкательная сила» в виде прохожих и других машин. Вам обязательно помогут. А коли так, пользуемся помощью окружающих. И, конечно, не забываем поблагодарить за оказанную услугу!
Совсем другое дело, если проблема настигла вас вдали от цивилизации, а до ближайшего «трактора» — добрые десятки, а то и сотни километров. Тут впору призадуматься. Но для начала надо оценить запасы топлива: если долго буксовать, можно быстро спалить всю имеющуюся горючку, и тогда проблема приобретёт совсем иной масштаб.
Итак, если вы почувствовали, что колёса автомобиля потеряли сцепление с землёй и крутятся на месте, отпустите педаль газа и вспомните, нет ли в вашем авто кнопки отключения ESP, принудительной блокировки дифференциала или подключаемого полного привода — в абсолютном большинстве случаев это верное решение проблемы. Если ничего из названного арсенала нет, выйдите из автомобиля и осмотрите шины ведущей оси. Это гораздо продуктивнее, чем продолжать впустую молотить мотором, жечь топливо и шлифовать лёд, лишь усугубляя проблему.
Выбираемся без посторонней помощи
Итак, вы вышли из автомобиля и обнаружили, что колёса ведущей оси или одно из них прокопали канавку и крутятся на месте, не в силах вырваться из снежно-ледового плена. Загляните под машину: здорово, если автомобиль не закопался, и днище или элементы шасси не касаются сугробов.
Пробуйте сдать назад. Если выехать задним ходом не получается, примените приём так называемой «раскачки». Для этого следует поочерёдно выжимать и отпускать сцепление, одновременно аккуратно помогая педалью газа, как бы раскачивая машину вперёд-назад. Если удаётся раскачать таким образом автомобиль, он в какой-то момент самостоятельно выскакивает из ямки. Дальше остаётся лишь аккуратно двигаться на ровном газу, не допуская пробуксовки, до участка с хорошим зацепом.
Не помогла раскачка — не беда! В этом случае нужно любым доступным способом обеспечить сцепление прокручивающегося колеса. Обычно буксует всего одно из них, в то время как второе остаётся неподвижным. Виной тому — дифференциал машины, оказывающий медвежью услугу. Итак, что делать? Вот лишь некоторые из способов выбраться самостоятельно:
— стравить давление в ведущих колёсах
Стравливая давление, вы повысите площадь пятна контакта шины с покрытием, что поможет самостоятельно выбраться из ледового плена. Однако пользоваться этим способом настоятельно рекомендуем лишь при наличии манометра и компрессора. Давление не стоит опускать ниже 0,8–0,9 атм. В противном случае колёса могут разбортироваться. Само собой, после вызволения авто давление в шинах сразу же нужно поднять до нормального, иначе вы рискуете их повредить.
— подсыпать песок или подложить различные предметы
Для вызволения авто можно подложить под буксующее колесо ветки, доски, тряпки, салонные коврики и прочие предметы, повышающие сцепление. Предусмотрительные водители возят с собой мешочек песка, соли или наполнителя для кошачьего туалета. Пригодится и обычная питьевая вода, антифриз или жидкость стеклоомывателя — полейте ими землю, чтобы растопить лёд.
— использовать сэнд-траки или цепи
Особо «прошаренные» автомобилисты запасаются намного более мощным инструментарием — сэнд-траками и цепями противоскольжения. Первые могут быть жёсткими, выполненными из металла, либо мягкими, рулонными. Первый вариант предпочтительнее, но неудобен в перевозке, второй легче и компактнее, но и зацепа даёт меньше. Сэнд-траки особенно эффективны на глубоком рыхлом снегу. Благодаря большой площади поверхности они держат автомобиль и не дают колёсам провалиться. Цепи же придают любому автомобилю фантистическую проходимость. Минус их заключается в неудобствах при установке и демонтаже. Но и преимущества такой девайс сулит немалые.
— использовать стояночный тормоз
В случае с заднеприводным автомобилем можно применить ещё одну хитрость: одновременно газуя и затягивая ручник, водитель блокирует работу дифференциала (буксующее колесо подтормаживается, крутящий момент перераспределяется). Однако применять приём следует с осторожностью, дабы не спалить колодки и не перегреть тормозную систему. Для переднего привода метод не актуален.
— вращать руль в поисках зацепа
На переднем приводе используется другой приём: вращая руль, можно попробовать найти зацеп и выбраться из сложной ситуации. Особенно эффективно этот метод работает в сочетании с раскачкой.
— поработать физически
Если ни один из озвученных способов не помогает, не грех поработать руками. Для этого потребуется штыковая металлическая лопата, ломик или топор. Скалывая лёд и делая на нём насечки, можно существенно увеличить сцепление колёс и самостоятельно выехать с коварного участка.
— самостоятельно подтолкнуть автомобиль
Невероятно, но и такой способ часто работает. Если вы физически сильны и не прочь поразмяться, поставьте коробку передач на нейтраль, выйдите из автомобиля и раскачайте его руками. Иногда бывает достаточно подвинуть машину на какой-то десяток сантиметров, чтобы дальше она поехала своим ходом.
Особо отчаянные персоны на машинах с автоматической трансмиссией оставляют коробку на передаче, выходят и толкают буксующий автомобиль, после чего запрыгивают в него на ходу. Делать так категорически не рекомендуем: во-первых, вы можете банально не успеть запрыгнуть и затормозить, во-вторых, может сработать автоматическая блокировка дверей — в этом случае автомобиль не просто уедет в неизвестном направлении, но и ещё и лишит вас возможности его открыть (если, конечно, у вас с собой нет запасного комплекта ключей).
— использовать архимедов рычаг
В случае тяжёлой ситуации и при наличии в автомобиле троса буксиром можете поработать вы сами. Для этого потребуется точка опоры в виде столба, дерева или специального якоря, вбитого в землю. Один конец троса закрепляется в буксировочной проушине авто, а второй оборачивается вокруг опоры. Затем нужно вставить палку или монтировку в петлю и начать её вращать, тем самым сокращая длину троса — автомобиль медленно, но верно, будет двигаться вперёд. Ещё лучше иметь с собой ручную лебёдку. Точно так же можно применять трос в сочетании с автомобильным домкратом.
Способов соорудить архимедов рычаг много. Вот ещё один. Один конец буксировочного троса привязываем к проушине автомобиля. Затем через полтора метра делаем на тросе широкую петлю и завязываем надёжный узел (петля ни при каких обстоятельствах не должна затягиваться). Пропускаем через петлю оставшуюся верёвку, чтобы получилась ещё одна петля большего размера. Оборачиваем конец верёвки вокруг столба, дерева и т. д. и пропускаем его через большую петлю. Получается механическая система, способная вытащить автомобиль силами одного человека.
— намотать трос на колесо
Ещё один лайфхак: если один конец троса надёжно закрепить за дерево, столбик или иную надёжную опору, а второй на колесе так, чтобы при вращении трос на него наматывался, автомобиль вывезет себя сам.
— немного подождать
Вдоволь набуксовавшись, за неимением или нежеланием действовать привычными методами, можно... просто успокоиться и подождать. К примеру, перекусить или почитать книгу, сидя в тёплом автомобиле. За это время лёд, растопленный и отполированный колесом, окрепнет и схватится. Коэффициент сцепления шины с поверхностью улучшится. Аккуратно трогаясь, вы сможете выскочить из ледовой западни, казавшейся ранее непреодолимой преградой.
Вместо заключения
Чтобы чувствовать себя комфортно в зимних условиях, обязательно запаситесь хотя бы частью перечисленных аксессуаров и научитесь правильно их применять. В автомобиле непременно должен быть действующий домкрат и надёжный буксировочный трос, который не порвётся при использовании. Не помешают небольшая сапёрная лопатка, мешочек соли или песка. Если позволяют средства, приобретите сэнд-траки или цепи противоскольжения, ручную лебёдку, возите с собой запасное колесо и электрический компрессор. Всё это не займёт много места и, в сочетании со смекалкой, позволит вам выбраться из любой, даже самой неприятной зимней западни.