Купил машину – оплати проезд!

Кабинет министров внес в Госдуму революционный законопроект, регламентирующий создание в России федеральных и региональных дорожных фондов. Фонды будут наполняться за счет увеличенного акциза на топливо, транспортного налога и взимания платы за пользование российскими дорогами с любых не зарегистрированных в РФ автомобилей и всех машин с разрешенной массой более 12 тонн.


Расширенные новости
Кабинет министров внес в Госдуму революционный законопроект, регламентирующий создание в России федеральных и региональных дорожных фондов. Фонды будут наполняться за счет увеличенного акциза на топливо, транспортного налога и взимания платы за пользование российскими дорогами с любых не зарегистрированных в РФ автомобилей и всех машин с разрешенной массой более 12 тонн. В прошлом веке в России институт дорожных фондов уже был, но его пришлось прикрыть за воровство.

Российское правительство направило в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты» (№ 468534-5), которым определяются правовые основания создания дорожных фондов. Изменения предлагается внести в Бюджетный кодекс, в КоАП и ФЗ об автомобильных дорогах.

В Бюджетном кодексе отдельной статьей предлагается закрепить понятие Федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также содержание федеральных трасс. Базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда составит 254 млрд рублей.

Также каждый субъект федерации к 1 января 2012 года будет обязан создать собственный дорожный фонд, средства которого пойдут на обслуживание автомобильных дорог регионального значения, пояснили «Газете.Ru» в Минфине, который разрабатывал законопроект.

Кроме того, документ подразумевает, что деньги из дорожных фондов будут отчисляться и на строительство платных магистралей, уточнил «Газете.Ru» источник в правительстве.

Большая часть федерального и регионального дорожных фондов будет сформирована за счет увеличения ставок акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. В Минтрансе уточняют, что каждый рубль акциза будет разделен примерно поровну между федерацией и субъектами. В этом году уже были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым акцизы на нефтепродукты вырастут до 2013 года на три рубля за литр, по рублю ежегодно. За счет этого в 2011 году федеральный бюджет рассчитывают пополнить на 84 млрд рублей, в 2012 году на 87,9 млрд федеральный и на 90 млрд рублей региональные; в 2013 году на 140 млрд федеральный бюджет и на 144 млрд рублей региональные.

Помимо этого в Федеральный дорожный фонд пойдут средства, полученные от использования имущества, передачи в аренду земельных участков и присоединения объектов дорожного сервиса на федеральных трассах. Пополнится фонд и за счет сборов за проезд иностранных автомобилей по российским дорогам, а также добровольных пожертвований.

Вместе с тем с 1 января 2012 года законопроектом предлагается взимать плату с большегрузов, разрешенная максимальная масса которых выше 12 тонн.

В зависимости от массы грузовика его владелец должен будет платить в федеральный бюджет от 4206 до 13736 рублей ежегодно. За счет этого власти планируют собрать 3 млрд рублей в 2012 году и 10 млрд в 2013-м. За неуплату предлагается ввести штраф для водителей в 5 тысяч рублей и лишение прав на месяц за повторное нарушение, а для должностных и юридических лиц штраф от 40 тысяч рублей, за повторное нарушение 50 тысяч рублей.

По прогнозам Минтранса, объем федерального дорожного фонда в 2011 году, составит 377 млрд рублей, в 2012 году его объем будет 348 млрд рублей, а в 2013-м – 408 млрд рублей. Для сравнения в 2010 году на строительство дорог в бюджете было заложено 274 млрд рублей.

Транспортный налог объехал автовладельцев

Президент Дмитрий Медведев подписал закон, снижающий базовую ставку транспортного налога вдвое. При этом за субъектами федерации остается право увеличить эту ставку в десять раз. Налог в итоге не снизится,...

Региональные фонды будут пополняться, в том числе, за счет сборов транспортного налога. Базовые ставки были снижены вдвое, но за счет сохранения права за регионами увеличивать ставку налога в десять раз де-факто он остался на прежнем уровне.


В Минтрансе «Газете.Ru» добавили, что в региональный бюджетный фонд будет также отчисляться налог на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в доход бюджета субъекта федерации, по нормативу 8,3 процента.

Всего, по прогнозам Минтранса, региональные целевые бюджетные дорожные фонды могут быть сформированы в 2011 году в сумме 370 млрд рублей, 2012 году до 455 млрд рублей и в 2013году до 526 млрд рублей. Устанавливать порядок формирования дорожных фондов на федеральном уровне будет кабинет министров, а на региональном уровне – высшие исполнительные органы власти субъектов.

Институт дорожных фондов уже существовал в России, однако был упразднен в 2001 году, потому что «средства фонда неправильно использовались и его руководителей обвинили в коррупции», – сообщили в Минтрансе. В фонд поступали средства от налогов на топливо, смазочные материалы, а также транспортный налог. Деньги должны были использоваться на ремонт и содержание федеральных автодорог, а также на строительство новых трасс и закупку техники.

В 2001 году Счетная палата провела проверки формирования и использования средств Федерального дорожного фонда за 2000-й год. В ходе проверки были выявлены многочисленные факты нецелевого расходования средств и нарушения при заключении контрактов.

Например, в 2000-м году Российское дорожное агентство не оплатило продукцию, поставленную дорожным организациям по программе централизованных закупок, на сумму 374,9 млн рублей. Задолженность по платежам из средств дорожного фонда не была отражена в бухгалтерии за 2000-й год.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев отозвался о законопроекте с оптимизмом: «Сразу же после новогодних каникул, 9 января, в начале весенней сессии наш комитет начнет готовить его к первому чтению. Думаю, что в начале 2011 года закон заработает».

Представители отрасли считают, что воссоздание института дорожных фондов назрело уже давно. «Воссоздать нужно, потому что без них в России развивать дорожную сеть не получается, - считает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. - С момента ликвидации дорожных фондов финансирование в России этой сферы сократилось с 2,8% от ВВП до 0,8%. Цифра аномальная. Поэтому если не получается нормально планировать деньги, то лучше закрепить законом. Подобные институты есть в ряде развитых стран».