«Эта мера (нештрафуемое превышение +20 км/час. — Прим. ред.) появилась в 2013 г. после отмены ч. 1 ст. 12.9 КоАП, которая на тот момент предусматривала штраф 100 руб., — сказал Кузин. — Тогда штрафы ушли. Но на тот момент дорожные камеры были несовершенны. Поэтому и начал действовать этот допустимый порог. На сегодняшний день камеры фиксирует превышение скоростного режима с очень маленькой погрешностью». Представитель ГИБДД также отметил, что ДТП в России чаще всего совершаются именно по причине превышения скорости, поэтому сейчас МВД поддерживает идею снижения нештрафуемого порога как минимум до существовавшей ранее величины в 10 км в час.
Впрочем, конкретных шагов в МВД пока не сделали, отметил Кузин: «Пока мы только поддерживаем эту идею. Возможно, она будет реализована в новом КоАП, который на сегодняшний день планируется правительством России и планируется к внесению в Госдуму в начале следующего года». На вопросы о том, будут ли вводиться разные лимиты допустимого в городе и на трассах, Кузин ответил, что сделать это сложно и «просто необходимо снизить разрешенный порог».
«Кузин говорил о новом КоАП, писаться он будет долго. Как минимум, только в конце следующего года будет готов черновой вариант. Поэтому никаких изменений по скоростному режиму в ближайшее время не планируется», — объяснил Autonews.ru Вячеслав Лысаков. Депутат добавил, что позиция «Единой России» и ГИБДД требует полной ревизии улично-дорожной сети: «Надо убрать необоснованно ограничивающие скорость знаки, разные кормушки-ловушки. Потому что есть места, где человек может ехать 90–110 км/час, а потом откуда-то появляется знак «40». Водители оттормаживаются, создают аварийную обстановку, а штрафы все равно получают. Камеры фотографируют пространство сразу после нового знака, а быстро сбросить скорость не получится».
Также чиновник отметил, что в России очень часто скоростной режим не соответствует категории магистрали: «Почему я еду по Минскому шоссе до Белоруссии 90 км/час, а там по такой же дороге легально разгоняюсь до 120 км в час? Еще плюс допустимые там 10 км/час — получается уже 130 км в час!» Быстрее решить эти проблемы, по мнению Лысакова, поможет возврат Госавтоинспекции полномочий по согласованию планов и проектов по организации дорожных объектов.
Сейчас дорожным хозяйством занимаются органы исполнительной власти регионов, некоторые из которых, как считает депутат, приоритетной задачей ставят сбор штрафов. В итоге во многих субъектах организация дорожного движения противоречит ПДД и другим законам, отмечает Лысаков: «Они сами расставляют знаки, наносят разметку, ставят камеры, контролируют их и собирают деньги — это недопустимо. ГИБДД должна взять этот вопрос под контроль. Только после этого мы будем говорить о снижении ненаказуемого порога. Первым делом нужно убрать ловушки и только потом менять режим, а не наоборот».
«В ближайшее время в России появится огромное количество дорог, которые будут иметь современный вид, хорошую освещенность, отсутствие светофорных объектов, — сказал Акимов. — Необходимо провести работу по проверке возможности повышения скоростного режима там, где для этого есть условия. Это касается федеральных трасс, на которых ограничение скорости сейчас находится в диапазоне 90–120 км/час. Но в том, что касается населенных пунктов, наша позиция бескомпромиссна. Там, где мы видим ограничение скорости в 60 км/ч, к нему сейчас прибавляют еще 20 км/ч, а на такой скорости шансов выжить у пешехода нет никаких».
Ранее в интервью Autonews.ru глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов рассказал, что формально в России существуют установленные ограничения скорости, но фактически многие водители ездят с превышением на 20 км/ч, поскольку наказания за такое превышение не существует. При этом современные камеры, установленные на дорогах Москвы, имеют погрешность не более 3 км в час. Примерно о том же говорил и министр транспорта России Евгений Дитрих, отмечавший, что в других странах нештрафуемый порог, как правило, составляет 5–10 км/ч, а в некоторых и вовсе отсутствует.
Руководитель партийного проекта «Единой России» под названием «Безопасные дороги» Владимир Афонский в беседах с Autonews.ru не раз утверждал, что о снижении нештрафуемого порога говорить нельзя до тех пор, пока не будет наведен порядок в сфере фиксации нарушений. За работой видеокамер чиновник предлагал установить строгий госконтроль. «Сейчас погрешности очень велики. У меня самого есть знакомые, у которых в автомобилях установлены ограничители скорости, а штрафы за превышение им все равно приходят. В Вологде в 2017 г. из-за одной камеры, которая была установлена под неправильным углом, людям пришло 10 тыс. штрафов. Оспорить постановления смогли всего 2 тыс. человек, остальные просто заплатили. Автоматически отменять несправедливые постановления никто не стал», — рассказал Афонский.
Идею о необходимости снижения нештрафуемого порога скорости в беседе с Autonews.ru поддержала и глава экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, которая заявила, что водители обязаны воспринимать все дорожные знаки буквально, а не заниматься математическими расчетами.
«В России успела сформироваться прочная культура превышения скорости за рулем на 19 км/ч. Водители считают это нормальным точно так же, как много лет назад это было с непристегнутыми ремнями безопасности. Но указанную на дорожных знаках скорость рассчитывают профессионалы исходя из ряда показателей, включая аварийность на этих участках», — объяснила Агре. Эксперт также заметила, что проблема с некорректными ограничениями скорости на участках дорог тоже существует, в том числе и из-за того, что ответственные лица зачастую не выполняют предписания Госавтоинспекции. «Тогда и получается, что там, где можно ехать 90 км/ч, ставят знак «60», и наоборот. Сейчас над этой проблемой будут работать с особым вниманием», — заключила Наталья Агре.