Если вам показалось, что при работе двигателя появились звуки, которых не было раньше, немедленно убедитесь, все ли в порядке с двигателем. Чаще всего стук в двигателе связан с серьезными неисправностями, для диагностирования и устранения которых придется разбирать двигатель в условиях сервиса или гаража.
Однако можно попытаться самостоятельно определить причину стука, чтобы решить, ехать на автосервис своим ходом или на буксире.
Стук коренных подшипников (прослушивается в самой нижней части блока цилиндров) - очень опасный; остановите немедленно двигатель, в автосервис или гараж придется ехать на буксире. Стук низкого тона, заметно усиливается под нагрузкой и при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Часто его появление сопровождается падением давления масла (сигнальная лампа аварийного падения давления масла горит практически постоянно).
Стук шатунных подшипников (прослушивается в средней части блока цилиндров) - очень опасный; остановите немедленно двигатель, в автосервис или гараж придется ехать на буксире. Звук ритмичный, звонкий, металлический, среднего тона. Значительно возрастает при увеличении нагрузки и полностью пропадает при отключении свечи зажигания.
Стук поршневых пальцев (прослушивается в верхней части блока цилиндров) - опасный, не нагружая двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Ритмичный, высокого тона, с резким металлическим оттенком, слышен на всех режимах работы двигателя и усиливается при увеличении нагрузки на двигатель. Полностью пропадает при отключении свечи зажигания.
Стук изношенных поршней и цилиндров (прослушивается в той же части двигателя, что и стук поршневых пальцев) - неопасный; не нагружая сильно двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Звук, напоминающий стук глиняной посуды. Особенно хорошо слышен на непрогретом двигателе, по мере прогрева уменьшается или исчезает.
Стук клапанов (прослушивается в верхней части двигателя в районе крышки головки блока) - неопасный, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Металлический стук на фоне общего глухого шума. Хорошо прослушивается на малой и средней частоте вращения коленчатого вала со стороны головки блока цилиндров над местами расположения клапанов.
Детонационные стуки - опасные, но, как правило, устраняются заменой датчика детонации или заправкой качественным топливом. Избегая сильной нагрузки двигателя, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Звонкие металлические стуки, возникающие обычно при разгоне автомобиля. Причина - отказ датчика детонации, применение низкооктанового топлива, перегрузка двигателя при слишком раннем включении повышенной передачи, значительное нагарообразование в камерах сгорания. Необходимо применить специальную присадку к топливу для удаления нагара на клапанах и в камерах сгорания.
Стуки в подвеске и трансмиссии.
При появлении посторонних стуков в подвеске движущегося автомобиля необходимо сразу же установить их источник независимо от того, постоянный это стук или появляется только при проезде неровностей.
Проведите проверку подвески согласно методике, изложенной в "Проверка технического состояния деталей передней подвески" и "Проверка технического состояния деталей задней подвески").
Диагностировать исправность узлов трансмиссии по издаваемым ими шумам довольно трудно. Если вам не удалось точно определить источник шума, обратитесь к квалифицированному специалисту.
Вышедшие из строя узлы трансмиссии отремонтируйте или замените (см. раздел "Трансмиссия").
Причиной стуков снизу могут быть неисправности не только подвески, но и рулевого управления автомобиля.
Причиной стуков и вибрации на рулевом колесе может быть неисправное состояние шаровых шарниров рулевых тяг и рулевого механизма, колес автомобиля. Проверьте рулевое управление согласно методике, изложенной в подразделе "Осмотр и проверка рулевого управления".
Если удары и вибрация на рулевом колесе появляются в момент нажатия на педаль тормоза, необходима замена тормозных колодок, ремонт или замена передних тормозных дисков ("Тормозные механизмы передних колес").
Причина неисправности |
Способ устранения |
Неисправны амортизаторы |
Замените или отремонтируйте амортизаторы |
Ослаблены болты и гайки крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески; изношены подушки и резинометаллические шарниры штанги |
Подтяните крепления штанги; замените изношенные резиновые подушки |
Повреждение, деформация резинометаллических шарниров, верхних опор амортизаторных стоек |
Замените шарниры и верхние опоры |
Износ шаровых опор рычагов передней подвески. Повышенный зазор в подшипниках ступиц передних колес |
Замените шаровые опоры. Замените подшипники |
Большой дисбаланс колес |
Отбалансируйте колеса |
Износ резинометаллических шарниров (сайлентблоков) |
Замените резинометаллические шарниры |
Стук от «пробоя» подвески вследствие разрушения буферов сжатия |
Замените поврежденные буфера |
Частые «пробои» задней подвески из-за перегрузки задней оси |
Не допускайте перегрузки |
Деформация колесного диска | Замените диск |
Осадка или поломка пружины подвески | Замените пружину |
Причина неисправности |
Способ устранения |
Шум при выключенном сцеплении |
|
Износ подшипника выключения сцепления или отсутствие в нём смазки |
Замените подшипник выключения сцепления |
Шум при включении сцепления |
|
Деформация или выход из строя деталей ведомого диска | Замените ведомый диск |
Шум в коробке передач | |
Недостаточный уровень масла | Проверьте уровень масла, при необходимости долейте |
Износ или разрушение подшипников или шестерен | Замените поврежденные детали |
Шум при переключении передач | |
Неполное выключение сцепления | Отрегулируйте привод выключения сцепления |
Износ синхронизаторов | Замените изношенные детали |
Стук в начале движения автомобиля | |
Износ шарниров равных угловых скоростей | Замените неисправные шарниры |
Увеличенный зазор в зацеплении шестерен главной передачи | Отрегулируйте зазор |
Стук, щелчки при движении автомобиля в повороте | |
Износ наружного шарнира равных угловых скоростей | Замените неисправный шарнир |